Профессиональный стандарт
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА – это документ, в котором
учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей.
Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с
этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на
работу и при составлении его должностной инструкции.
В документе для педагогов детально прописаны все знания и
умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые
действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном
учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).
Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу
российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы,
умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами,
сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами
(дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).
ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ ПРОФСТАНДАРТА:
Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога. Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как "квалификация" и "профессиональный стандарт", которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФСТАНДАРТА:
Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога, начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:
- обучение;
- воспитание;
- развитие.
Описание каждой функции включает в себя три блока:
"Трудовые действия", "Необходимые навыки" и
"Необходимые знания". Далее функции педагогов подразделяются в
зависимости от направленности их работы:
- Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
- Деятельность педагогов начального образования.
- Деятельность педагогов основного и среднего образования.
- Модуль "Предметное обучение. Математика".
- Модуль "Предметное обучение. Русский язык".
Точно так же в каждом виде педагогической деятельности
конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.
Изучив все требования, можно прийти к выводу, что
современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и
прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку,
уважать его личность и правильно оценивать его способности.
Организация применения профессиональных стандартов в
образовательных организациях.
Применяемые в настоящее время Единый
тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый
квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
(ЕКС) уже не соответствуют потребностям экономики; в перспективе планируется
замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами.
В настоящее время разработаны и утверждены профессиональные
стандарты в сфере образования.
С 01 июля 2016 года вступило в силу Постановление
Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016г. № 584 «Об особенностях
применения профессиональных стандартов…».
В соответствии с вышеназванным постановлением
профессиональные стандарты применяются поэтапно на основе утвержденных
организациями планов по организации применения профессиональных стандартов.
Постановлением установлен ряд требований к содержанию планов. Реализацию
мероприятий планов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 г.