Рабочая программа дополнительного образования Интеллектуальное развитие детей 4 - 5 лет

Рассмотрена на
педагогическом совете
ГБДОУ детский сад №86
Приморского района
Санкт-Петербурга
протокол №1 от 30.08.2022

Утверждена
Заведующим ГБДОУ
детский сад № 86
Приморского района
Санкт-Петербурга
_______Ляцевич Н.Л.
Приказ № 78/1 от 21.09.2022

Образовательная программа
Дополнительного образования
для детей 4-5 лет
«Маленький интеллектуал»

Разработана:
Воспитателем ГБДОУ
детский сад №86
Донских Л.В.

Санкт-Петербург
2022 год

Пояснительная записка
1.1. Направленность программы – социально-педагогическая.
В связи с этим все формы работы направлены на развитие коммуникативных и
интеллектуальных способностей воспитанников.
1.2. Актуальность программы
Раннее развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является
актуальной проблемой современности. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт
закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит
становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от
практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти,
воображения.
Особое значение развития интеллектуальных способностей определяется быстрым и
неуклонным развитием науки и техники. Повышаются требования к умственному
воспитанию подрастающего поколения.
Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих
людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми
информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Кроме того, детский сад выполняет важную функцию в подготовке детей к школьному
обучению. Общеизвестный факт, что готовность к школьному обучению –
многокомпонентное образование, включающее пять отдельных сторон: физическую,
интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
Интеллектуальная готовность предполагает формирование у ребенка начальных умений в
области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и
превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Существующие школьные программы, их усвоение потребуют от ребенка умения
сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т.е. достаточно
развитых познавательных процессов. Эти объективные факторы указывают на то, что
проблема развития интеллектуальных способностей важна и требует особого внимания, а
развитие интеллекта ребенка необходимо начинать как можно раньше.
Данная программа соответствует государственной политике, удовлетворяет
образовательные потребности детей и родителей. Программа разработана с учетом
следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 29.08.2-13 г №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей/ распоряжение Правительства
2014 №1726-р;
- ФГОС дошкольного образования;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.1.3648–20 от 01.01.2021 года
1.3. Отличительные особенности программы
Данная программа основана на ФГОС ДО, методических разработках ряда авторов:
В. В. Воскобович «Развивающие игры Воскобовича», М. Монтессори « Развивающие
игры», «Интеллектуальные игры Никитиных», З. Дьенеша, В.П.Новикова ,Л.И.Тихонова
«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» . Для работы с детьми 3-7 лет.
В основе программы лежит система постоянно усложняющихся развивающих игр

познавательных заданий. Игры сопровождаются сказочным сюжетом, в который органично
вплетены логические задания на сравнения, анализ, классификацию, обобщение, понимание
математических терминов и моделирование. Постоянное усложнение игр позволяет
поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Деятельность детей в
кружке направлена на развитие интеллектуально-творческих способностей и приобретение
новых знаний за пределами основной программы дошкольного образования.
Распределение программного содержания представляет собой систему, предопределяющую
интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, а также умений для
решения логических задач – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства,
называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в
памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум,
Трем свойствам с учетом каждого. Интегративно осуществляется предматематическая
подготовка, ознакомление с окружающим миром, развиваются речь, изобразительное и
конструктивные умения, что способствует творческому развитию личности дошкольника.

Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития
детей и разной степени их подготовки.
Формы занятий:
- занятие – игра;
- викторина (в случае проверки полученных знаний)
Методы организации учебно-воспитательного процесса:
- словесные;
- наглядные;
- работа по образцу;
- опытно-эксперементальная деятельность;
- Самостоятельная работа
1.4 Адресат программы:
Возраст детей, участвующих в реализации программы соответствует возрасту 4 - 5 лет
(средняя группа)
Задачи:
Обучающие:
• Формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, аналогия.
• Обучение навыкам использования полученных знаний для решения практических
вопросов
• Расширение словарного запаса и общего кругозора детей.
• Обучение навыкам самостоятельной работы
Развивающие:
• Развитие интеллектуальных и творческих способностей, направленных на
процесс познания через игру;
• Развитие мыслительных процессов: память, внимание, мышление, воображение;
• Развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики.
• Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения
• Развитие навыков самоконтроля и самооценки;
• Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы личности ребенка;
• Развитие предпосылок учебных умений и навыков;
Воспитательные:
• Формирование способности работать в группе сверстников;

•
•

Воспитание культуры общения;
Развитие способности к принятию самостоятельных решений;

Форма и режим занятий.
Форма организации занятий – подгрупповая. (10 – 12 чел)
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Возраст

Время проведения

4 – 5 лет

20 мин

Количество занятий
в неделю
2

Количество занятий
в год
60

Особенности первого года обучения:
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Воплощение концепции личностно- ориентированной модели развития и
воспитания детей.
Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей
развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности,
использование различных способов и приемов в обучении.
Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки
Дьенеша и палочки Кюзенера.
Применение здоровьесберегающих технологий.
Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к
более сложному.
Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и
ребенок, ошибаться.
Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их
самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том
числе и экспериментальным путем.

№ Части
занятия
1 Мотивация
детей

Цель

Объем нагрузки занятия
Формы работы

-Постановка цели
и вовлечение в
совместную
деятельность
- Использование
наглядных
информационных
средств
- развитие у детей
интереса к
предстоящей
деятельности и
сосредоточение
внимания на
предстоящей
деятельности.

- Сказочное повествование;
-Игровые ситуации;
- Доминирует сказочно-игровая
форма преподнесения
материала

Продолжительнос
ть
4-5 лет – 7 мин

2

Познавател
ьноисследоват
ельская
деятельнос
ть

3

Рефлексия,
открытость

-Развитие
любознательности
познавательной
активности.
Развитие
мышления,
логика, памяти
Позитивный
анализ
результатов

Детская игровая деятельность

4-5 лет – 10 мин

Совместное обсуждение
сказочной или игровой
ситуации

4-5 лет – 3 мин

Для реализации данной программы должны быть созданы следующие условия:
Материальное обеспечение программы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Маски героев сказок.
Логические блоки Дьенеша
Развивающие кубики «Сложи узор»
Развивающая игра «Танграмм»
Пальчиковые куклы.
Развивающая игра «Палочки Кюизенера»
Иллюстрации к сказкам.
Канцелярские принадлежности.
Методическое обеспечение

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Плоскостные наборы на героев сказок.
Картотека стихов к сказкам.
Картотека загадок к сказкам.
Модели, схемы, алгоритмы.
Сюжетные картинки по сказкам.
Коллажи, мнемотаблицы по сказкам.
Картотека графических диктантов
Картотека ребусов.
Критерии и формы оценки качества знаний

Диагностика воспитанников проводится в начале и конце учебного года в процессе
игровой деятельности для того, чтобы оценить уровень развития детей и
скоректировать уровень сложности заданий.
Диагностика включает :
1. Развитие логики, абстрактного мышления.
2. Оценивается уровень развития внимания.
3. Оценивается уровень развития памяти.
4. Оценивается уровень развития речи.
Ожидаемый результат.

1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий,
аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез,
обобщение, классификация, абстрагирование.
3. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки
взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями
сверстников и взрослого.

Учебно-тематическое планирование дополнительных занятий
«Маленький интеллектуал» с детьми 4-5 лет
№

1

Тема, содержание занятий

Количество часов

Формы
контроля

всего
теория
практика
Октябрь По мотивам сказки «Колосок»
Рассказывание сказки «Колосок» с
1
0,5
0,5
опорой на мнемотаблицу
Подвижная игра «Птички в
гнёздышках»
Мнемодорожка (прием наложения)
«Парные картинки»

Беседа с
детьми

2

«Повтори за мной»
«Строим дорожки» (палочки
Кюизенера)
Что сначала, что потом?
Подвижная игра «Птички в
гнёздышках»
«Обведи те машины, которые
помогают выращивать хлеб»

1

0,25

0,75

Анализ
детских работ

3

«Вспомним сказку по коллажу»
Продолжение сказки
Подвижная игра «Птички в
гнёздышках»
Мнемотаблица «Осень»
Геоконт «Морковка»

1

0,5

0,5

Беседа с
детьми

4

Игра «Что изменилось?
Отгадай загадку.
Подвижная игра «Птички в
гнёздышках»
Игра «Цветные круги»

1

0,25

0,75

Беседа с
детьми

5

«Вспомним сказку по коллажу»
Продолжение сказки
Подвижная игра «Найди свой домик»

1

0,25

0,75

Анализ
детских работ

Игры Никитина «Сложи узор»
(квадраты)
Выбери правильный ответ
6

7

Мнемотаблица «Осень»
Подвижная игра «Кто быстрее
соберет урожай»
«Найди и обведи»
Найди отличия.
«Продолжи сказку»
«Отгадай загадку»
Подвижная игра «Найди свой домик»

1

0,25

0,75

Беседа с
детьми

1

0,25

0,75

Беседа с
детьми

1

0,25

0,75

«Что лишнее»
«Дорисуй картинку»
8

9

«Узнай на ощупь» (тактильные
дощечки)
Мнемотаблица по сказке
Подвижная игра «Найди свой домик»
Лабиринт «Проведи курочку»
«Символы» (блоки Дьенеша)

Ноябрь По мотивам сказки «Федорино горе»
Чтение сказки «Федорино горе»
1
0,75
0,25
«Парные картинки»
Физминутка «Посуда»
«Убери лишнее»
Загадки (предметы посуды)

Беседа с
детьми

Беседа с
детьми

Д/И «Что лишнее»
Игра «Сложи картинку»
Физминутка «Посуда»
Выложи дорожку (палочки
Кюизенера)
Игра «Я положил в мешок»
Вспомним сказку по коллажу
Танграм (Преобразование фигур)
Физминутка «Молоток»
Построй от большого к маленьком

1

0,75

0,25

Беседа с
детьми

1

0,25

0,75

Наблюдение

12

Мнемотаблица по сказке
«Узнай на ощупь» (тактильные
дощечки)
Физминутка «Посуда»
Игра «Выложи из палочек по образцу»

1

0,25

0,75

Анализ
детских работ

13

Вспомни сказку по коллажу
Игра «Подбери пару»
Физминутка «Молоток»
Игра «Я положил в мешок»

1

0,5

0,5

Анализ
детских работ

10

11

Игра «Запомни движение»
14

Игра «Бусы для Федоры » (блоки
Дьенеша)
Прятки картинок.
Физминутка «Молоток»
Игра «Продолжи ряд»
Обведи по точкам.

1

0,25

0,75

Наблюдение

15

Конструирование дома для Федоры
«Узнай на ощупь» (тактильные
дощечки)
Физминутка «Молоток»
Игра «Чего не стало?»
Выучим стихотворение «Ручей»

1

0,25

0,75

Анализ
детских работ

16

«Расставим посуду» (блоки Дьенеша)
Мнемотаблица по сказке
Физминутка «Посуда»
«Раскрась только предметы посуды»
«Федорка»

1

0,25

0,75

Наблюдение

17

18

Декабрь По мотивам сказки «Лиса и заяц»
Рассказывание сказки «Лиса и заяц»
1
0,75
0,25
Подвижная игра «Зайцы и лиса»
«Кто живет в лесу?»
«Найди и раскрась»
«Сложи картинку» (заяц)
1
0,5
0,5
Запоминание стихотворения по
мнемотаблице
Физминутка -Звериная зарядка.
Обведи по точкам

Беседа с
детьми
Наблюдение

19

Вспомним сказку по коллажу
Продолжение сказки
Подвижная игра «Зайцы и лиса»
Выложи домик (палочки Кюизенера)
Найди героев сказки по силуэту.

1

0,5

0,5

Наблюдение

20

Мнемотаблица «Дикие животные»
«Выложи из геометрических фигур
(зайчик, лиса)
Подвижная игра «Зайцы и лиса»
Игра «Домик для зайки» (палочки
Кюизенера)
«Найди и обведи»

1

0,25

0,75

Беседа с
детьми

21

Продолжение сказки
Вспомни сказку по коллажу
Подвижная игра «Зайцы и лиса»
Игра «Что изменилось?»
Графический диктант «Дорожка для

1

0,25

0,75

Анализ
детских работ

зайчика»
22

Мнемотаблица «Зима»
«Что лишнее?»
Физминутка «Зайка серенький»
Сравнение по таблице лед и дерево.
Игра «Бусы для лисы» (блоки
Дьенеша)

1

0

1

Анализ
детских работ

23

Продолжение сказки
«Узнай на ощупь» (тактильные
дощечки)
Узнай и дорисуй героев сказки
Физминутка «Зайка серенький»
Игра «Найди фигуру»

1

0,25

0,75

Анализ
детских работ

24

Мнемотаблица по сказке
Игра «Заселим домики» (блоки
Дьенеша)
Подвижная игра «Зайцы и лиса»
Лабиринт «Проведи героев в домики»

1

0,25

0,75

Беседа с
детьми

0,25

Беседа с
детьми

25

Январь По мотивам сказки «Зимовье»
Рассказывание сказки «Зимовье»
1
0,75
«Голоса животных»
Пальчиковая игра «Ежик»
«История происхождения жилища»
«Выложи из палочек дом» (палочки
Кюизенера)

26

Коллаж на внимание по сказке «Найди
всех героев»
Графический диктант «Дорожка к
домику»
Пальчиковая игра «Ежик»
«Подбери пару»

1

0,5

0,5

Наблюдение

27

«Дорисуй на что похоже?»
«Герои сказки» (блоки Дьенеша)
Пальчиковая игра «Ежик»
Танграм «Кот»
«Кто внимательнее»

1

0,25

0,75

Анализ
детских работ

28

Мнемотаблица по сказке (расскажи
1
0,25
0,75
сказку)
«Чего не стало?»
«Чего не стало?»
«Сложи узор» - кубики Никитина
Февраль По мотивам сказки «Три поросенка»
Рассказывание сказки «Три
1
0,75
0,25
поросенка» по мнемотаблице
Подвижная игра «Волк и поросята»

Анализ
детских работ

29

Беседа с
детьми

«Приведи поросят в домики»
«Узнай на ощупь» (тактильные
дощечки)
30

«Домики для поросят» палочки
Кюизенера
«Почини домик» (заплатка –
геометрическая фигура)
Подвижная игра «Волк и поросята»
Лабиринт «Проведи поросенка»

1

0,5

0,5

Наблюдение

31

Мнемотаблица по сказке
«Где чей домик?»
«Что изменилось?»
Подвижная игра «Волк и поросята»
«Найди 10 отличий»
«Что спрятано на картинке?»

1

0,5

0,5

Наблюдение

32

Игра «Домик»
«Найди отличия»
Подвижная игра «Волк и поросята»
«Разрезные картинки» (сюжет сказки)
«Зашифруй сказку»
Коллаж на внимание «Что
изменилось?»
Квадрат Воскбовича «Волк»
Подвижная игра «Волк и поросята»
«Печенье для поросят» (блоки
Дьенеша)
Стих по мнемотаблице «Веселые
Свинки»

1

0,25

0,75

Беседа с
детьми

1

0,25

0,75

Анализ
детских работ

34

«Что лишнее?»
Игра «Фотограф»
Подвижная игра «Волк и поросята»
Мнемотаблица «Домашние животные»
Танграмм «Поросенок»

1

0,75

0,25

Беседа с
детьми

35

Графический диктант «Дорожка для
поросенка»
«Помоги найти волка» (Блоки
Дьенеша)
Подвижная игра «Волк и поросята»
«Выложи из палочек дорожки к
домикам»
«Лишнее слово»
Вспомни сказку по коллажу
«Подбири ключик к замочку»
Подвижная игра «Волк и поросята»
«Продолжи узор »
«Отгадай загадку?»

1

0,25

0,75

Анализ
детских работ

1

0,25

0,75

Беседа с
детьми

33

36

37

38

Март По мотивам сказки «Зимняя сказка»
Рассказывание сказки «Зимняя сказка»
1
0,5
Коллаж «Кто зимует в лесу»
Подвижная игра «Снеговик»
Квадрат Воскобовича «Ёжик»
Лабиринт «Проведи ёжика в гости»
«На что похоже?»
Подвижная игра «Снеговик»

0,5

Беседа с
детьми

1

0,25

0,75

Наблюдение

«Снежинки» (палочки Кюизенера)
«Путаница»
39

Мнемотаблица по сказке
«Нарисуй по клеточкам» (медведь)
Подвижная игра «Медведь в берлоге»
«Парные картинки»
«Герои сказки» (блоки Дьенеша)

1

0,5

0,5

Беседа с
детьми

40

Мнемотаблица «Весна- пришла»
«Дорисуй на что похоже»
Подвижная игра «Медведь в берлоге»
Игра «Кто позвал?»
«Волшебный мешочек»

1

0,25

0,75

Беседа с
детьми

41

«Найди отличия»
«Логическая цепочка»
Подвижная игра «Медведь в берлоге»
Графический диктант «Дорожка для
ежика»

1

0,5

0,5

Анализ
детских работ

42

Геоконт «Мишка»
Мнемотаблица на стихотворение
«Мишка косолапый»
Физминутка «Медведь в берлоге»
Раскрась по заданному условию
Мишку

1

0,75

0,25

Беседа с
детьми

43

Геоконт «Мишка»
Мнемотаблица на стихотворение
«Мишка косолапый»
Игра «Чего не стало?»
«Дорисуй чего не хватает»

1

0,25

0,75

Анализ
детских работ

44

Коллаж «Весна»
«Дорисуй на что похоже»
«Угощение» (блоки Дьенеша)
Физминутка «Кто скорее соберет»
«Выложи из геометрических фигур»

1

0,25

0,75

Анализ
детских работ

45

Апрель По мотивам сказки «Красная шапочка»
Рассказывание сказки «Красная
1
0,75
0,25

Беседа с

шапочка» по мнемотаблице
Физминутка «Серый волк»
«Помоги бабушке» (блоки Дьенеша)
«Сосчитай-ка»

детьми

«Четвертый лишний»
«Выложи длинную и короткую
дорожку» (палочки Кюизенера)
Физминутка «Серый волк»
«Что в корзинке?»
«Соедини по точкам»
Мнемотаблица к сказке
«Собери букет» (палочки Кюизенера)
Физминутка «Серый волк»
Графический диктант «Дорожка для
Красной шапочки»

1

0,75

0,25

Беседа с
детьми

1

0,25

0,75

Наблюдение

48

Угадай кто спрятался (загадки про
волка)
«Сложи узор» кубики Никитина
Физминутка «Цветки»
«Нарисуй узор по памяти»

1

0,25

0,75

Анализ
детских работ

49

Мнемотаблица по сказке
«Сколько порожков-столько
кружочков»
Физминутка «Цветки»
«Нарисуй по клеточкам» (дом)
«Моделирование сказки»

1

0,25

0,75

Анализ
детских работ

50

Мнемотаблица на стихотворение
«Подарок для бабушки»
«Четвертый лишний»
Физминутка «Цветки»
«Что перепутал художник?»
«Повтори узор»

1

0,25

0,75

Наблюдение

51

Лабиринт «Проведи Красную
шапочку.
Расскажи сказку при помощи
геометрических фигур
Физминутка «По ступенькам вверх
идем»
«Деревья леса»

1

0,25

0,75

Анализ
детских работ

52

Мнемотаблица по сказке
«Доскажи словечко»
Физминутка «По ступенькам вверх
идем»
«Кого не хватает?»
«Квадрат Воскобовича»

1

0,25

0,75

Наблюдение

46

47

53

Май По мотивам сказки «Жихарка»
Рассказывание сказки «Жихарка»
1
0,75
по мнемотаблице.
Физминутка «Будем прыгать и
скакать»
«СложиУзор» кубики Никитина

0,25

Беседа с
детьми

54

«Герои сказки» (блоки Дьенеша)
Графический диктант «Подарок для
Жихарки»
Физминутка «Будем прыгать и
скакать»
«Что лишнее?»

1

0,5

0,5

Наблюдение

55

Продолжение сказки
«Найди деревянные предметы»
Коллаж на внимание «Что
изменилось?»
Физминутка «Будем прыгать и
скакать»
«Помоги Жихарке» (палочки
Кюизенера)
«Отгадай на ощупь»

1

0,5

0,5

Наблюдение

56

«Запомни стих по коллажу»
«Отгадай на ощупь»
Игра «Волшебные кляксы»
«Сложи узор» (по сказке) кубики
Никитина

1

0,25

0,75

Беседа с
детьми

57

«Объяснялки» пословица
«Соедини по точкам» (лиса)
Физминутка «Звериная зарядка»
«Петух» (палочки Кюизенера)
«Прятки картинок»

1

0,25

0,75

Анализ
детских работ

58

«Чудесный мешочек» (угадай предмет
на ощупь)
«Найди недостающую фигуру»
Физминутка «Звериная зарядка»
«Продолжи ряд»

1

0

1

Анализ
детских работ

59

«Кто позвал?» (голоса животных)
Графический диктант «Дорожка для
петушка»
Физминутка «Звериная зарядка»
«Дорисуй, на что похоже»

1

0,25

0,75

Анализ
детских работ

60

Мнемотаблица по сказке
«Чего не хватает?»
Физминутка «Звериная зарядка»
«Кто где спрятался?»

1

0,25

0,75

Беседа с
детьми

«Помоги мальчику» (блоки Дьенеша)
Итого кол-во часов:

60

Список литературы.
1. Воскобович В. В., Харько Т. Т., Балацкая Т. И. Игровая технология интеллектуально –
творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры».
// Санкт – Петербург, 2003.
2. Воскобович В. В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять … »
(приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.
3. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт –
Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
4. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских
садов. Авт. -сост. З. А. Михайлова и др. СПб. : «Детство-пресс», 2010 г.
5. Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.
6. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Издание «Занятие», 1994.
7. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб
«Детство – Пресс», 2004.
8. Смоленцова А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких
детей. С. - П-б. «Детство – Пресс»: 2004
9. Финкельштейн Б. Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными
счётными палочками Кюизенера. - ООО «Корвет»: СПб, 2003.
10. Б. Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;
11. Б. Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»
12. Б. Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
13. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. «Предматематические игры для
детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
14. Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
15. Воскобович В. В., Харько Т. Г. и др. Игровые технологии интеллектуальнотворческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры)
Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.
16. Т. М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 86 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Ляцевич Наталия Леонидовна
21.10.2022 15:25 (MSK), Сертификат 20C37F4A772278BEF3E146192800117CB87A3B7D


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».