Рабочая программа дополнительного образования Путешествие в сказку для детей 6 - 7 лет

Рассмотрена на
педагогическом совете
ГБДОУ детский сад №86
Приморского района
Санкт-Петербурга
протокол №1 от 30.08.2022

Утверждена
Заведующим ГБДОУ
детский сад № 86
Приморского района
Санкт-Петербурга
_______Ляцевич Н.Л.
Приказ № 78/1 от 21.09.2022

Рабочая программа к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
«Путешествие в сказку»

Возраст учащихся: от 6-7 лет
Срок реализации: 1 год

РазработчикКузьмина Марина Александровна,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2022

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Название раздела программы
Пояснительная записка
Задачи программы
Ожидаемые результаты
Особенности каждого года обучения
Календарно-тематическое планирование
Содержание обучения
Оценочные и методические материалы
Объем и сроки усвоения программы

страница
3
5
5
6
7
15
17
18

1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Путешествие в сказку» разработана в соответствии с Федеральным законом
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012,
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, с требованиями СанПиН 2СП2.4.3648-20
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Путешествие в сказку» - социально-педагогическая.
Актуальность данной программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из
приоритетных задач дошкольного образования является сохранение и
укрепление физического и психического здоровья как ценностной
составляющей, способствующей познавательному и эмоциональному
развитию ребенка. Эмоции ребенка – один из определяющих факторов,
напрямую влияющих на состояние его здоровья и развитие познавательных
процессов. Чаще всего,
гармоничному развитию детей препятствует
эмоциональная нестабильность, за которой могут стоять страхи, тревоги,
чрезмерная плаксивость и обидчивость, чувство подавленности и
одиночества. Дети не могут справиться со своими эмоциями, и это приводит
к импульсивности их поведения, осложнениям в общении со сверстниками и
взрослыми.
В этой связи возникла необходимость в разработке и реализации программы,
направленной на формирование эмоциональной стабильности учащихся, на
создание условий для более успешной адаптации посредством методов и
приемов сказкотерапии и песочной терапии.
Отличительные особенности программы
Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия
воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на
активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком
собственных эмоциональных состояний. Особенность предлагаемого цикла
занятий состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в
гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной
речью.
Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями
мира его чувств и переживаний. Дети дошкольного возраста часто находятся

в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что
приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со
сверстниками и взрослыми.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания
словами показать окружающую жизнь, людей, в самое короткое время
показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за
несколько минут пережить чужие чувства, радости и горести. Это уникальная
возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации ставит сказку в ряд
с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы
с детьми. Что, как не сказка, позволяет ребенку пофантазировать? Кто есть я?
Каким бы я хотел себя видеть? Что бы я сделал, обладай волшебством?
Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет, и не
может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым открыть
дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми,
понятными, доступными для ума и сердца.
Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях
людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через
сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных
ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Игры и упражнения, направленные на чередование состояний
активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных
процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают
физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность
детей.
Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового
внимания, увеличивают способность детей к концентрации внимания, к
умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые
качества.
В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или
специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на
расслабление с фиксацией внимания на дыхании.
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко
чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным
эмоциям, чувствам, состояниям.
Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление
различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать
выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.
Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление,
освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные
в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся
мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему
миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя
таким, какой ты есть.

2. Цель и задачи программы
Цель программы: повысить осознание ребенком своих эмоциональных
проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее
гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи
обучающие:
• сформировать у учащихся представления об основных базовых
эмоциях и эмоциональных состояниях,
• способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои
характерные особенности и предпочтения;
• способствовать развитию познавательной активности учащихся,
расширять коммуникативные навыки,
развивающие:
• укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивать их
эмоциональное благополучие;
• развивать
тактильно-кинетическую
чувствительность,
мелкую
моторику рук,
• развивать творческие способности и воображение в процессе игрового
общения,
воспитательные:
• учить ребенка выражать свою любовь к близким, учить понимать их
настроение,
• формировать
у ребенка
положительные
черты
характера,
способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
корректировать его нежелательные черты характера и поведения.
3. Планируемые результаты
В процессе овладения программой по «Путешествие в сказку» учащиеся
будут знать и уметь следующее.
Знать:
• о существовании индивидуальных особенностей своих
сверстников;
• какие достоинства собственного поведения помогают при
общении с окружающими, и какие недостатки этому общению
мешают;
• названия базовых эмоций (радость, удивление, интерес, грусть,
вина, злость, страх, гнев, горе);
• как можно выражать свою любовь к близким и радовать их
добрыми делами и поступками;
• что такое «мужественность» и «женственность», понимать
особенности общения с партнерами противоположного пола.

Уметь:
• понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний
мир;
• осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;
• понимать и описывать свои желания и чувства;
• различать определенные эмоциональные состояния взрослых и
детей по особенностям жестов, мимики, движений;
• воспроизводить выразительные позы и движения;
• применять на практике приемы, направленные на снятие
физического и психического напряжения;
• контролировать свои эмоциональные реакции;
• оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки
собственного поведения и поведения окружающих.
Использование песочницы в развитии эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста помогает достичь следующих результатов:
-понизить уровень нервно-психического напряжения, повысить общий
эмоциональный тонус;
- формировать у учащихся опыт самостоятельного разрешения
конфликтов, совместного преодоления трудностей;
- адаптация учащихся к условиям ДОУ проходит более эффективно.
В конце каждого годового курса проводятся итоговые занятия
«Путешествие в сказку». Для итоговых занятий подобраны игры и
упражнения, направленные на повторение и закрепление умений и навыков,
полученных детьми в течение года, направленных на принятие ребенком
самого себя и оптимизацию самооценки ребенка.
4. Особенности обучения учащихся 6-7 лет (подготовительная
группа)
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные
взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут
комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
Изображение человека становится ещё более детализированным и
пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются
художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами
анализа как
изображений, так и построек; не только анализируют основные
конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму
на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. У детей
продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается
образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений
затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но

они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками
ситуации. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольным. В результате правильно организованной образовательной
работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды
монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается
дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира
вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного
общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием
позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает
высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет
ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
5. Календарно-тематическое планирование
Тема занятия
Цели и задачи
Октябрь
1. Волшебная страна чувств Исследовать
(проведение диагностики). психоэмоциональное
состояние детей, осознание
нравственных
норм
поведения.

Игры и упражнения

2.Сказка «Заяц-Коська
и Родничок»

Расширять представления об
эмоциях и связанных с ними
физических состояний,
Обучать
детей
умению
наблюдать за ощущениями в
теле,
Учить
детей
адекватно
передавать
собственные
аффективные состояния в
движении,
мимике,
интонации.

Гимнастика для глаз,
Пантомимические
этюды
«Страх», «Филин»,
Упражнение «Роднички и
река»,
Упражнение
на
активизацию лексики,
Игра
«Сугробы
и
солнышко»,
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.

Развивать
произвольное
внимание: умение слушать и
слышать свое дыхание,
наблюдать при этом за
ощущениями в теле.
Тренировать
восприимчивость,
умение
тонко
чувствовать
окружающее пространство.

Упражнение
«Колючий
человек».
Этюд «Печаль ежика».
Упражнение «Море».
Дыхательные упражнения
«Филин», «Утки».
Упражнение «Угадай по
музыке».
Игра-драматизация.

3-4.Сказка «Ежик и море»

Игра-ассоциация «На кого я
похож».
Беседа «Волшебная страна
чувств».
Рисование
карты
«волшебной страны».
Знакомство со сказочной
страной и ее королем.

Итоговая беседа.
5-6.Сказка «Дюймовочка»

7-8.Сказка «Золушка»

Расширять представление об
эмоциях и связанных с ними
физических состояниях.
Формировать
умение
произвольно
концентрировать внимание
на заданных группах мышц.
Развивать
силу
голоса,
высоту,
длительность
звучания, интонационную
выразительность.
Развивать
произвольное
внимание:
умение
максимально
концентрироваться
на
происходящем.

Упражнение
на
активизацию лексики.
Игра-драматизация.
Упражнение «Лягушата».
Этюды
«Любование»,
«Отвращение».
Упражнение
«Холод»,
«Тепло».
Игра «Путаница».
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.

Активизация
детей
на
проявление чувств любви и
доверия.
Формировать способность
регулировать
процессы
возбуждения и торможения,
умение
быстро
переключаться с активной
деятельности на пассивную
и наоборот

Упражнение
на
активизацию лексики.
Игра-драматизация «Чистка
кастрюли», «Уборка пола».
Пантомимические
этюды
«Горе Золушки».
Игра «Мыши и кони».
Упражнение
«Движения
героев сказки.
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.
Итоговая беседа.

Ноябрь
9-10.Сказка
«Царевна- Расширять представление об
лягушка»
эмоциях и связанных с ними
физических состояниях.
Формировать
умение
ритмично и мягко дышать,
погружаясь в состояние
расслабленности и покоя.
Развивать
произвольное
внимание:
умение
максимально
концентрироваться
на
происходящем.
11-12.Сказка «Лягушкапутешественница»

Пантомимический
этюд
«Стрельба из лука».
Упражнение «Встреча с
лягушкой».
Игра-драматизация
«Разговор с Иваном».
Упражнение
на
активизацию лексики.
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.

Развитие воображения и Игра «Угадай по музыке».
фантазии.
Упражнение
«Приятный
Снятие
эмоционально- дождь».

психического
и
технического напряжения.
Развитие
силы
голоса,
высоты,
длительности
звучания,
интонационной
выразительности.

Упражнение
на
активизацию лексики.
Игра «Лягушка и утки».
Пантомимический
этюд
«Хвастовство».
Итоговая беседа.

13-14.Сказка «Снежинка»

Пробуждение
интереса,
стимулирование внимания
детей, развитие умения
концентрироваться
на
зрительных образах.
Стабилизация психических
процессов, развитие умения
расслабляться
и
восстанавливать внутреннее
равновесие.
Развитие моторики рук,
координации движений.

Упражнение
на
расслабление «Айсберг и
ветер».
Упражнение
«Восточный
ветер».
Упражнение на дыхание
«Северный ветер».
Игра-драматизация.
Игра «Угадай по музыке».
Итоговая беседа.

15-16. « Сказка о рыбаке и
рыбке»

Расширение представлений
детей об эмоциях, развитие
умения передавать заданное
эмоциональное
состояние
различными
выразительными
средствами.
Снятие эмоционального и
телесного напряжения.
Формирование
умения
произвольно
концентрировать внимание
на заданных группах мышц.

Игра-драматизация.
Упражнение
на
активизацию лексики.
Пантомимический
этюд
«Забрасывание невода.
Упражнение
на
расслабление «Шум моря».
Упражнение на дыхание
«Буря»

Развивать
умение
передавать
заданное
эмоциональное
состояние
различными
выразительными
средствами.
Воспитание добрых чувств,
уверенности в поддержке
сверстников и в самом себе.
Уравновешивание психики,
снятие эмоциональных и
телесных напряжений.

Упражнение
«Снежная
королева».
Упражнение на дыхание
«Аромат розы».
Игра
–
драматизация
«Разбойники».
Упражнение на развитие
зрительного
дыхания
«Снежные хлопья».
Упражнение
на
активизацию лексики.
Упражнение
на
произвольное напряжение т
расслабление мышц.

Декабрь
17-18. Сказка «Снежная
королева»

19-20.Сказка «Спящая
красавица»

21-22. Сказка «Снегурочка»

23-24. Сказка «Щелкунчик»

Январь
25-26. Сказка «Маугли»

27-28. Сказка «Дикие
лебеди»

Активизация и обогащение
словарного запаса.
Развитие
внимания,
связанного с координацией
слухового и двигательного
анализаторов.
Стабилизация
нервных
процессов, развитие умения
двигаться легко и свободно.
Расширять представление об
эмоциях и связанных с ними
физических состояниях.
Развитие
произвольного
внимания.
Развитие воображения и
фантазии.

Упражнение
на
активизацию лексики.
Упражнение «Сон».
Игра-драматизация «Бал».
Итоговая беседа.

Активизация
детей
на
проявление чувств любви и
заботы.
Развитие воображения и
фантазии.
Достижение
координации
дыхания, речи и движений
тела.
Развитие
произвольного
внимания:
умения
максимально
концентрироваться
на
происходящем.

Упражнение
«Вздох».
Игра-драматизация.
Упражнение «Угадай по
движению»
Упражнение
на
активизацию лексики.
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.

Стабилизация психических
процессов, развитие умения
расслабляться
и
восстанавливать внутреннее
равновесие.
Расширение представлений
детей об эмоциях, развитие
умения передавать заданное
эмоциональное
состояние
различными
выразительными
средствами.
Снятие
эмоциональнопсихического напряжения.

Упр. «Игры с удавом»,
Упр. «Битва»
Игра-драматизация
«В
плену у обезьян».
Этюд «Красный цветок».
Упражнение
на
активизацию лексики.
Упражнение
на
снятие
напряжения.

Упражнение
«Снежные
комочки».
Упражнение «Град».
Игра «Угадай по музыке».
Упражнение
на
расслабление.

Развитие умения различать Пантомимический
эмоциональные ощущения и «Полет».
связанные
с
ними Игра-драматизация

этюд
«В

Февраль
29-30. Сказка «12 месяцев».

31-32. Сказка «Аленький
цветочек».

33-34. Сказка «Новое платье
короля».

физические состояния.
Развитие наблюдательности,
воображения,
образного
мышления.
Воспитание добрых чувств,
уверенности в поддержке
сверстников и в самом себе.
Снятие
эмоциональнопсихического напряжения.
Достижение
координации
движений рук с другими
движениями тела.
Развитие
умения
вслушиваться
в
звуки
музыки.

пути».
Упражнение «Звуки Моря».
Упр. «Морские камешки».
Пантомимический
этюд
«Крапива».
Игра-драматизация «Слезы
брата».
Упр. «Превращение».
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.

Активизация
творческого
мышления, воображения и
фантазии.
Развитие
умения
чувствовать партнера и
заботиться о других.
Развитие умения свободно
общаться друг с другом,
терпеливо слушать других.

Пантомимические
этюды
«Злость»,
«Грусть»,
«Удивление».
Игра-драматизация.
Упражнение
на
активизацию лексики.
Упражнение
на
снятие
напряжения.

Активизировать
лучшие
черты
ребенка,
чувствительность,
восприимчивость
к
окружающему миру.
Развивать умение двигаться
легко и свободно.
Развивать умение различать
эмоциональные ощущения и
связанные
с
ними
физические состояния.

Упр.
на
активизацию
лексики.
Игра
«Угадай
по
движению».
Игра-драматизация.
Упр.
на
произвольное
напряжение и расслабление
мышц.

Довести до детей замысел
сказки.
Учить
угадывать
по
выразительному
исполнению
сказочных
персонажей.
Развивать
фантазию,
воображение.

Упражнение
на
активизацию лексики.
Упражнение
«В
гардеробной».
Упражнение «Ткачи».
Упражнение
«Невидимые
ткани».
Пантомимический
этюд
«Примерка»,
«Гордое
шествие».

Развивать
умение
концентрироваться
на
зрительных образах.
Воспитывать
чувство
ответственности за свои
действия.

Упражнение «Бабочки».
Упражнение
на
снятие
эмоционального
напряжения
«Звуки
природы».
Психогимнастика.

37-38. Сказка «Госпожа
Метелица».

Довести до детей замысел
сказки.
Развивать умение различать
эмоциональные ощущения и
связанные
с
ними
физические состояния.
Развивать
наблюдательность,
воображение,
образное
мышление.

Упражнение
«Сравни
героев».
Игра-драматизация.
Упражнение
на
активизацию лексики.
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.

39-40.Сказка «ОгневушкаПоскакушка».

Довести до детей замысел
сказки.
Развивать
произвольное
внимание: умение слушать и
слышать свое дыхание,
наблюдая при этом за
ощущениями в своем теле.

Упражнение
«Пляска
Огневушки».
Этюд «Филин».
Упражнение
на
активизацию лексики.
Игра-драматизация.
Упражнение на развитие
дыхания.

41-42.Сказка «Маленькая
Баба-Яга».

Развивать навыки общения
ребенка со сверстниками.
Формировать
у
детей
представление о значении
взаимопомощи на примерах
сказочных
сюжетов
и
персонажей.

Упражнение
«Звуки
природы».
Игра «Клеевой дождик».
Игра
«Ромашка
с
настроением».
Игра «Комплименты»
Рисунок «Рисуем сказку».

43. Сказка «Заяц-Хваста».

Развивать
представления
детей о себе и о других.
Формировать
у
детей
адекватную самооценку.
Продолжать учить детей
позитивным
способам
общения со сверстниками.

Игра «Заяц-Хваста».
Игра «Я и другие».
Упражнение на активацию
лексики.
Игра
«Угадай
по
движению».
Игра-драматизация.
Упражнение
на
снятие
психоэмоционального

35-36.Сказка «Лягушка и
экскаватор».

Март

напряжения.

44.Сказка «Путешествие на
остров нарисованных
человечков».

Закреплять
полученные
знания, умения детей.
Развивать навыки общения.
Способствовать
саморегуляции и снятию
психоэмоционального
напряжения.

Игра «Имя шепчут волны».
Игра «Комплименты».
Упражнение «Узнай эмоцию
на ощупь».
Игра «Радуга».
Рисунок «Иллюстрации к
сказке».
Упражнение
на
снятие
психоэмоционального
напряжения.

Апрель
45. Сказка «КорольДроздобород».

Довести до детей замысел
сказки (обсуждение таких
черт
характера,
как
уважение
к
людям
высокомерие).
Развивать умение свободно
общаться друг с другом,
внимательно и терпеливо
слушать других.

Упражнение
на
активизацию лексики.
Игра-драматизация.
Упражнение сравни героев
сказок.
Рисунок «Иллюстрация к
сказке».

Способствовать
развитию
восприимчивости, умения
тонко
чувствовать
окружающее пространство.
Развивать связную речь,
расширять словарный запас.
Развитие
произвольного
внимания.

Игра «Угадай по музыке».
Игра-драматизация.
Пантомимические этюды.
Упражнение
на
активизацию лексики.
Упражнение
на
снятие
психоэмоционального
напряжения.

47-48. Сказка «Волшебник Способствовать
изумрудного города».
самовыражению ребенка.
Учить передавать наиболее
характерные
черты
персонажа
сказки,
используя
различные
выразительные средства.

Упражнение
«Расскажи
стихотворение
голосом
сказочного героя.
Пантомимические этюды.
«Злость»,
«Грусть»,
«Страх».
Игра-драматизация.
Игра «Угадай по музыке».
Рисунок «Иллюстрация к
сказке». Пантомимический
этюд «Плач»

46. Сказка «Стойкий
оловянный солдатик».

49-50.

Сказка

«Цветик- Активизация творческого

Игра-драматизация.

семицветик».

мышления, воображения и
фантазии.
Развитие умения
чувствовать партнера и
заботиться о других.
Развитие умения свободно
общаться друг с другом,
терпеливо слушать других.

Упр. «Северный полюс».
Упражнение «Игрушки».
Упражнение
на
активизацию лексики.
Упражнение
на
снятие
напряжения.

51-52. Сказка «Русалочка».

Активизировать лучшие
черты ребенка,
чувствительность,
восприимчивость к
окружающему миру.
Развивать умение двигаться
легко и свободно.
Развивать умение различать
эмоциональные ощущения и
связанные с ними
физические состояния.

Игра «Чудесный мешочек».
Упражнение «Шум моря».
Игра «Танец русалок с
рыбками».
Упр. «Качка», «Буря».
Упр. на активизацию
лексики.
Игра «Угадай по
движению».
Упр. на произвольное
напряжение и расслабление
мышц.

Развивать умение
различать эмоциональные
ощущения и связанные с
ними физические состояния.
Развивать
наблюдательность,
воображение, образное
мышление.

Упражнение «Мастера».
Упражнение «Цветы».
Этюд «Ящерки в
движении».
Упражнение на
активизацию лексики.
Упражнение на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.

«Гадкий Формирование добрых
чувств, уверенности в
поддержке сверстников и
самом себе.
Развивать умение различать
эмоциональные ощущения и
связанные с ними
физические состояния.

Упражнение «угадай по
музыке».
Упражнение на
активизацию лексики.
Пантомимические этюды
«Злость», «Обида».
Игра – драматизация.
Упражнение «Доброе слово
другу».

Май
53. Сказка «Каменный
цветок».

54-55.
Сказка
утенок».

56-57. Сказка
звезда».

«Мальчик- Формирование добрых
чувств, уверенности в
поддержке сверстников и
самом себе.
Развивать умение различать
эмоциональные ощущения и
связанные с ними
физические состояния.

Упражнение на развитие
дыхания.
Пантомимические этюды.
Игра-драматизация.
Упражнение на снятие
психоэмоционального
напряжения.

58-59. Сказка «Маленький Активизировать лучшие
принц».
черты ребенка,
чувствительность,
восприимчивость к
окружающему миру.
Развивать умение двигаться
легко и свободно.
Развивать умение различать
эмоциональные ощущения и
связанные с ними
физические состояния.

Упражнение на развитие
правильного дыхания.
Упражнение на
активизацию лексики.
Пантомимические этюды
«Грусть», «Удивление».
Рисунок «Моя планета».

60.
Итоговое
занятие
«Путешествие в сказку».
Проведение
итоговой
диагностики.

Игра «Доброе слово».
Игра «Азбука настроений».
Рисунок «Картинка к
сказке».
Методика «Цветиксемицветик».
Рисование карты
«волшебной страны».

Повторить пройденное и
закрепить знания, умения
детей;
Развивать навыки общения
ребенка со сверстниками.
Изучить насколько дети
понимают и осознают
эмоциональное состояние
других людей и свое
собственное, и каким
образом они выражают свои
эмоции.

6. Содержание обучения
Представленная программа по сказкотерапии представляет собой синтез
современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные
методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация,
фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения,
музыкальные зарисовки.
Особое место в данной программе отводится речевым играм. Они
широко используются на разных этапах работы в тесной связи с другими
методами и приемами. В словесной режиссерской игре
речевые игры
помогают детям понять эмоциональные состояния и поступки персонажей.
Игровые методы и приемы в программе используются в определенной
последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка в
каждой группе.
Словесное комментирование. Реализация этого метода позволяет
решать две задачи.
1. Довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий
эмоциональный отклик, побуждать к высказываниям по содержанию.
Вспомнить и воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом
собственное отношение к поступкам героев сказки помогают вопросы,
предлагаемые после сказки.
2. Подводить к совместному составлению словесных описаний по
восприятию
пантомимических
этюдов,
темпоритма,
музыкальной
композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные
повторы. В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки
дети учатся отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы,
движения персонажа в проблемной ситуации. Подобные упражнения
активизируют разнообразную лексику, сосредоточивают внимание
дошкольников на значении слова, способствуют развитию самоконтроля.
Психогимнастика.
Самыми простыми являются упражнения на
исполнение контрастных эмоциональных состояний, в которых дети
действуют со взрослым одновременно и одинаково. Общность переживаний
усиливает эмоциональный настрой ребят. Перед показом состояний в мимике
и позе педагог помогает наводящими вопросами. Дети могут показать не
только эмоциональные состояния героев, но и передать через пантомиму
неодушевленные предметы, природные явления.
Словесное фантазирование по музыкальной композиции.
Большое значение для эмоциональной включенности ребенка в
выразительное исполнение образа имеет музыкальная композиция. Она же
является сигналом для снятия эмоциональных барьеров через произвольное
напряжение или расслабление мышц тела. Динамика, темп музыкальной

композиции облегчают понимание и отображение в действии, мимике
сказочного образа. Такие альтернативные вопросы, как: «Какое настроение
передает музыка: грустное или веселое?», «Музыка быстрая или
медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на
полянке или плакать?», - позволяют дошкольникам ориентироваться в
динамике и мелодике музыкальной композиции. По характеру музыкального
отрывка они вспоминают, что происходило с героями сказки.
С помощью лексических средств (прилагательных, наречий) дети
определяют свои эмоции, чувства, возникшие в момент слушания музыки.
Постепенно к старшему дошкольному возрасту у ребенка при восприятии
музыкальной пьесы образуются музыкально-речевые связи. Дошкольник без
труда описывает музыкальные впечатления эпитетами. Ребята с
удовольствием придумывают сказочные истории на разные темы; они могут
мечтать под музыку, высказываться о возникших под ее впечатлением
ассоциативных представлениях. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети
придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к
характеру, динамике, мелодике музыкального образа, и драматизируют
придуманную историю.
Словесная режиссерская игра. Наводящие вопросы побуждают
ребенка представить эмоциональное состояние героя, подобрать нужную к
проблемной ситуации интонацию, силу голоса.
С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников используются
звукоподражательные слова, голоса животных.
Для дошкольников предлагаются интонационные упражнения на
изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального
состояния героя в определенных ситуациях.
Такие упражнения подготавливают ребенка к адекватному звуковому
оформлению целого высказывания. В результате у детей вырабатываются
интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения в дальнейшем служат
опорой для развития таких важных качеств, как эмоциональность,
выразительность, живость.
7. Оценочные и методические материалы
•
•
•
•
•

Материальное обеспечение программы:
Деревянная песочница (размер 50х70х10 см), кварцевый песок, наборы
тематических фигурок;
аудиоаппаратура, диски с разнохарактерной музыкой (релаксационная,
активизирующая, звуки природы, детские песни),
зеркало,
маски театральные, элементы костюмов.
различные виды кукол,

• разнообразный художественный материал (пластилин, краски,
фломастеры, карандаши, бумага).
Методическое обеспечение программы:
•
•
•
•

художественная литература,
иллюстрации к сказкам,
демонстрационный материал «Наши чувства и эмоции»,
картотека игр и психогимнастических упражнений.

Программа
предполагает
эмоционального
развития
заключительного занятия.

итоговую
учащихся

диагностику
социальнои
проведение
итогового

Уровни социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста
(по методике Бине-Симона)
Высокий:
• владение адекватными способами выражения своего внутреннего
состояния,
• желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время,
• успешное выполнение и лидерских и пассивных ролей,
• умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем,
• признание и адекватное выполнение правил,
• заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру,
Средний:
• недостаточная инициативность в общении,
• предпочитание исключительно пассивных ролей,
• ситуативная регуляция аффективных проявлений,
• неумение улаживать конфликты,
• недостаточное умение принимать и оказывать помощь,
Низкий:
• нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и
сверстниками,
• отсутствие инициативы в общении,
• избегание взаимодействия,
• отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях,
• исключительная ориентация на собственные действия,
• конфликтность, агрессивность.
8. Объем и сроки усвоения программы
Занятия с подгруппой детей (10-12 человек) проводятся два раза в
неделю, их продолжительность составляет 15-20 минут. Количество занятий

в месяц - 8, в год -60. Занятия проводятся в кабинете психолога, в котором
участники могут свободно располагаться и передвигаться.
Календарно-учебный
график
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Путешествие в
сказку» на 2022-2023 год
Год
обучения
1 год

Дата
начала
занятий
01.10.2022

Дата
окончания
занятий
31.05.2023

Количество Количество Количество Режим
учебных
учебных
учебных
занятий
недель
дней
часов
60
60
2 раза в
30
неделю

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 86 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Ляцевич Наталия Леонидовна
21.10.2022 15:25 (MSK), Сертификат 20C37F4A772278BEF3E146192800117CB87A3B7D


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».